Методические материалы

Памятка наблюдателю

Образец жалобы

Порядок обжалования решений и действий (бездействий) комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан

Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О выборах Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2003. — №2. — Ст.17

Статья 23 (выдержка)

Пункт 8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(п. 8 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 374-ФЗ)

Пункт 11. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(п. 11 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 374-ФЗ)

Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерацииhttp://cikrf.ru/activity/docs/postanovleniya/34472/

 Кодекс этики общественного наблюдателя

Источник: https://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2532/

1. Общественное наблюдение и контроль за выборами осуществляется с соблюдением Конституции и избирательного законодательства Российской Федерации. Общественные наблюдатели не допускают его нарушения и следят за его соблюдением всеми участниками избирательного процесса.

2. Общественное наблюдение за выборами носит политически нейтральный, беспристрастный и непартийный характер. Его участники воздерживаются от любых оценок, высказываний и использования символики, которое может быть истолковано как оказание предпочтения, симпатии или антипатии политическим силам и кандидатам.

3. Общественное наблюдение носит гласный и открытый характер. Все документы, материалы, факты и данные, полученные в ходе наблюдения, а также оценки, выводы и рекомендации по его итогам носят публичный характер и свободно предоставляются общественности и средствам массовой информации.

4. Общественное наблюдение основывается на объективной информации. Его участники используют в работе достоверные и верифицируемые факты и отказываются от ложной и непроверенной информации. Общая оценка избирательного процесса дается наблюдателями после определения результатов выборов и основана на анализе хода избирательной кампании, голосования и подсчета голосов.

5. Общественное наблюдение предполагает обеспечение необходимого уровня компетентности наблюдателей, включая организацию изучения избирательного законодательства и процедур выборов. Общественное наблюдение выполняет важную образовательную функцию, способствуя правовому образованию избирателей. Общественные наблюдатели также участвуют в информировании граждан России о порядке реализации избирательных прав граждан.

6. Участники общественного наблюдения руководствуются принципами честности и добросовестности, уважения законных интересов участников избирательного процесса, поддерживают авторитет Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат и осознают высокую общественную значимость выполняемых ими функций.

Декларация о принципах и стандартах общественного наблюдения за выборами

Источник: https://nom24.ru/info/opinion/deklaratsiya-o-printsipakh-i-standartakh-obshchestvennogo-nablyudeniya-za-vyborami/

Общественные объединения и другие структуры гражданского общества Российской Федерации, исходя из понимания важности и необходимости общественного контроля за избирательным процессом в любом демократическом государстве, приветствуя изменения федерального законодательства, направленные на повышение роли общественного наблюдения за выборами, исходя из необходимости проведения демократических, свободных и справедливых выборов в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации, общепризнанными стандартами демократических выборов, признают следующие принципы и стандарты общественного наблюдения за выборами:

  1. Общественное наблюдение осуществляется на основе и в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о выборах, международными избирательными стандартами, лучшей практикой независимого гражданского наблюдения, а также в соответствии с этическими и моральными кодексами поведения, принятыми наблюдательными объединениями на выборах, иными документами, составляющими стандарты общественного наблюдения.
  2. Основной целью общественного наблюдения за выборами является содействие реализации избирательных прав граждан Российской Федерации. Все действия общественных наблюдателей должны исходить из этой цели. Общественные наблюдатели, выявив признаки нарушения закона, должны незамедлительно проинформировать соответствующую избирательную комиссию или иной компетентный орган, предпринять иные меры, направленные на их устранение или пресечение нарушений закона.
  3. Общественное наблюдение за выборами осуществляется на основе принципов объективности, достоверности, политической нейтральности, беспристрастности, открытости, профессионализма, эффективности и комплексности наблюдения.
  4. Общественные наблюдатели должны основывать свою деятельность на объективном анализе информации, полученной из всех источников, вне зависимости от их политической направленности.
  5. Общественные наблюдатели должны проверять полученные со- общения, формулировать свои итоговые выводы и заключения только на основе достоверных и проверенных фактов. Проверка полученных сообщений о возможных нарушениях является необходимым элементом общественного наблюдения. В случае обнародования непроверенных фактов общественные наблюдатели обязаны указать на это.
  6. Общественные наблюдатели должны осуществлять свою деятельность на основе политической нейтральности, не отдавая предпочтений каким-либо политическим партиям, кандидатам. В ходе наблюдения за выборами отказываться от выражения своих политических взглядов, предпочтений или оценок по отношению к участникам избирательного процесса, воздерживаться от любой деятельности, которая может трактоваться как выражение предпочтения кому-либо из участников избирательного процесса.
  7. Общественные наблюдатели должны осуществлять свои функции беспристрастно, предпринимать меры, направленные на пресечение нарушений закона, вне зависимости от того, кем и (или) в интересах кого они осуществляются.
  8. Общественные наблюдатели должны осуществлять свою деятельность открыто и гласно, своевременно и в полном объеме представлять информацию о выявленных фактах нарушений, принятых мерах и результатах работы. Использование интернет-порталов и других технических средств для сбора и обработки сообщений должно обеспечивать возможность свободного доступа к размещаемой там информации и результатах ее проверки.
  9. Общественные наблюдатели должны обладать достаточными знаниями законодательства Российской Федерации, международных норм и демократических принципов, технологии избирательного процесса, процедур голосования, подсчета голосов и подведения итогов выборов. Общественные наблюдатели обязуются пройти необходимое обучение, а также самостоятельно непрерывно совершенствовать свои знания.
  10. Для достижения основополагающей цели – содействие реализации избирательных прав – общественное наблюдение должно основываться на принципах эффективности и комплексности, подразумевающих действенность принимаемых мер и всеохватность процесса наблюдения.
  11. Общественные наблюдатели должны проводить работу по правовому просвещению и консультированию граждан в сфере выборов, способствовать формированию у них высокой электоральной культуры и проявлению осознанного свободного политического выбора.
  12. Наблюдательные организации, присоединившиеся к данной Декларации приветствуют использование современных информационных технологий, основанных на принципах блокчейн и нейронных сетей, где точность и достоверность, среди прочего, обеспечиваются неограниченным количеством участников и отсутствием процедур премодерации обнародуемой информации.

 В помощь наблюдателю на выборах Президента Российской Федерации

Памятка наблюдателю на выборах Президента Российской Федерации

Золотой стандарт по общественному наблюдению на избирательных участках

Наблюдателю в день голосования:
Мини-плакат 1
Мини-плакат 2

Источник: http://www.cikrf.ru/analog/prezident2018/help/

 Наблюдение на выборах Президента Российской Федерации

Голосование избирателей по месту нахождения
Памятки ЦИК России
Памятка наблюдателя
Памятка наблюдателя в вопросах и ответах
Источник: https://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2542/

 Примерные формы документов для наблюдателя:

Нагрудный знак
Акт
Жалоба

Источник: https://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2542/

Правовые основы осуществления наблюдения

Федеральное законодательство о выборах и референдумах
Система избирательных комиссий, комиссий референдума в Российской Федерации
Кто такой наблюдатель
Статус и особенности деятельности наблюдателя
Наблюдателю о работе участковой комиссии
Наблюдателю о применении комплексов обработки избирательных бюллетеней
Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах

Источник: https://www.oprf.ru/1449/2134/1703/2533/

Методические рекомендации для субъектов общественного контроля на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года — https://nom24.ru/upload/iblock/7a3/7a3e13475c20a478828cdf199d5139d7.pdf

Рабочий блокнотучастковой избирательной комиссииизбирательного участка на выборы Президента РФ 18.03.2018, утвержденный протоколом ЦИК РФ от 15.01.2018 г. -http://www.cikrf.ru/analog/prezident2018/block.doc

Рабочий блокнот УИК: на что стоит обратить внимание наблюдателю? -https://nom24.ru/info/opinion/rabochiy-bloknot-uik-na-chto-stoit-obratit-vnimanie-nablyudatelyu/

Сборники судебных решений по избирательным спорам, ответы на наиболее актуальные проблемы, советы и некоторые простые решения различных юридических проблем, возникающих в ходе избирательной кампании. — https://index.lc/index.php

Рассказать друзьям
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Войдите, используя Ваш аккаунт в социальных сетях